« Февраль 2012 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 |
07:59 Раздвоение священной личности. После трагической гибели клирика РПЦ МП обнаружились скандальные подробности его личной жизни | |
Склонные к романтике славянофилы выводили слово "крестьянство" из "христианства". До недавних пор сельские жители действительно отличались повышенной религиозностью. Но каких-то 10–20 лет назад все перевернулось, и теперь священники, назначаемые в сельские храмы, жалуются на почти полное отсутствие прихожан и невозможность прокормить семью. Нынче спрос на духовность переместился в города, стал частью городской субкультуры, и чем крупнее город – тем выше этот спрос. Грамотному священнику тут есть где развернуться, не в пример сельской глухомани. Правда, служение пастырем душ человеческих в таком современном "вавилоне", как Москва, сопряжено с серьезными искушениями. Образ жизни столичного священства бесконечно далек от размеренного патриархального идеала. Город больших возможностей неумолимо диктует свои законы, заставляя и мирских, и духовных отчаянно "вертеться" в борьбе за лучшую долю. Помнится, отец Федор из романа "Двенадцать стульев" мечтал о свечном заводике. Теперь эта сфера монополизирована, и предел поповских мечтаний – обзавестись солидными "духовными чадами" с приставкой vip, которые будут ловить каждое его слово, а главное, щедро поддерживать деньгами, дорогими подарками, полезными связями. Умение подобрать ключик к таким прихожанам – тонкое искусство, которому, увы, специально не учат в семинарии. В свою очередь, у тех, кто владеет этим счастливым даром, обычно есть фирменный конек. Одни славятся своей молитвенностью, другие – прозорливостью, третьи – силой своего благословения, четвертые бесстрашно изгоняют бесов... Но чтобы выстроить теплые отношения с капризной vip-паствой, мало обладать одной духовной харизмой. Не менее важно стать по-человечески близким и понятным для "чад духовных", разделять их ценности, заботы и устремления, общаться на одном языке. Вот и вынуждены пастыри осваивать стиль жизни своей паствы: носить швейцарские часы, отдыхать на престижных курортах, разъезжать на дорогих иномарках… В 1773 году при встрече с митрополитом Московским Платоном (Левшиным) французский философ Дени Дидро заметил: "Иисус Христос ходил пешком, а вы ездите в карете шестерней". Находчивый митрополит ответил просветителю: "Я за своей паствой и на шести лошадях не могу угнаться". Эта гонка за паствой порой так увлекает пастырей, что они забывают не только о своем пастырском долге, но даже о чувстве самосохранения. А ведь со времен митрополита Платона количество лошадиных сил в их "колесницах" возросло в десятки раз… Печальный тому пример – московский протоиерей, разбившийся в ДТП на следующий день после Рождества и в день своего 47-летия. Чтобы не наносить психологической травмы родственникам, назовем его отцом Валентином. Итак, не помогли ни молитвы, ни многочисленные средства безопасности новенькой Mazda MPV. Трагедия произошла в 5 часов 50 минут утра на одной из московских набережных: автомобиль врезался в бетонное ограждение, водителя от удара выбросило на асфальт, и он скончался до приезда медиков. Полицейские полагают, что спешивший на раннюю литургию священник превысил скорость и не справился с управлением. Кстати, за полтора года до этого протоиерей уже побывал в ДТП при схожих обстоятельствах и лишь чудом выжил; машина восстановлению не подлежала, и страховая компания предоставила батюшке новый автомобиль. Служил отец Валентин в храме в центре столицы, рядом со знаменитым "композиторским домом", и многие представители театральной элиты, народные и заслуженные артисты, были "духовными чадами" погибшего. Трагическая гибель этого авторитетного и вполне успешного священника, умеющего работать с vip-прихожанами, способствовала огласке неожиданных обстоятельств его жизни. Во-первых, при осмотре в машине погибшего была обнаружена сумка с миллионом рублей неясного происхождения. Во-вторых, возникло недоумение: почему, официально проживая в Подмосковье и служа в центре Москвы, отец Валентин ехал на литургию по набережной, которая не вела ни к его дому, ни к храму? Вопрос этот прояснился, когда в Патриархию с просьбой о помощи пришли сразу две семьи: оказывается, батюшка давно "жил на два дома". Параллельно с первой семьей – женой и тремя дочерьми, еще в 90-е годы он стал жить с другой женщиной, с которой в дополнение к четырем ее собственным прижил еще троих общих детей. По словам дочери священника от первого брака, в 2007 году ему удалось обманным путем оформить развод: "Повестка о разводе пришла на мамину девичью фамилию. Мама пошла на почту разобраться, почему на девичью фамилию пришла повестка о письме, там сказали предъявить свидетельство о рождении для получения. Мама опять пришла, предъявила, письмо отдали, а там: "Явитесь на развод". Мама пришла: "Так как вы не явились, вас вчера развели. Его здесь не было. Мы вам отсылали повестки. Было два адвоката от него, они сказали: "Разводите, жить он с ней не будет". Через 10 дней можете поставить печать". – "Как это? Какие повестки, я только что узнала... У меня дети несовершеннолетние, он батюшка – ему разводиться нельзя, кто это право имел?" – "Нам все равно..." Никаких документов маме не показали, на каком основании вообще все это сделали. Подстроено было, жуть". Таким образом, отец Валентин оказался двоеженцем, нарушителем библейских заповедей и церковных канонов, а также норм российского законодательства. Его начальство не могло об этом не знать, но предпочитало закрывать глаза, и священник не только оставался в клире богатого прихода, но и рос по службе, стал протоиереем и даже рассчитывал занять пост настоятеля (есть версия, что найденные при нем деньги были частью соответствующего "взноса"). После гибели поползли слухи, но похороны прошли с почетом "Ради прихожан надо отпеть как священника, а то срамота на этот храм", – рассудил благочинный. В то же время под предлогом развода с первой женой, – оформленного против ее воли, то есть с нарушением как гражданского, так и канонического права, – ей было объявлено об отказе в материальной помощи. В свете вышеизложенного гибель священника становится понятнее... Ведь тяжело человеку так разрываться – между двумя семьями, между служением священника и ставшим нормой жизни двуличием, когда учишь людей одному, а сам живешь совсем по-другому. Похоже, он понимал, что живет не так, но не мог вырваться из порочного круга и, возможно, подсознательно искал смерти – авария-то была не первая... Кроме банального бытового лицемерия эта история вскрывает более глубокую проблему: двойственность самих моральных стандартов в РПЦ. Ведь пример отца Валентина далеко не единственный. Судя по всему, церковное руководство осознает, что не в состоянии требовать соблюдения базовых принципов православной морали не только от рядовых верующих, но даже от представителей клира. "Как вообще наставлять людей на путь истинный, если сам живешь обманом? Какой цинизм!" – написала одна из бывших прихожанок священника-двоеженца в интернет-форуме, где обсуждалась его история. Но по большому счету несправедливо обвинять исключительно покойного протоиерея. Он оказался лишь заложником морального банкротства всей церковной системы. Анатолий Черняев "НГ-РЕЛИГИИ", 15 февраля 2012 г. | |
|
Всего комментариев: 0 | |