15:41 Ижевское восстание | |
Поступок трех ижевских священников в самой середине Великого поста неожиданно привлек к себе основное внимание православных общественности. Из российской глубинки, из глубин Московской патриархии, на всю страну возвысили свой голос простые приходские священники, которые, как оказалось, так и не получили от своего священноначалия ответов на вопросы, неоднократно ставившиеся перед ними как верующими, так и светским обществом. Сама цикличность их повторения доказывает всем их непреходящую актуальность: почему иерархия РПЦ МП, несмотря на все разговоры и решения, продолжает свои экуменические контакты, почему не прекращается административное пленение Церкви со стороны государственной власти, ставшее уже добровольным сергианство, почему нравственный облик иерархии столь вопиюще противоречит евангельским идеалам? Эти вопросы не новые. Снова и снова они всплывают в церковном сознании абсолютно с разных сторон. И официоз Московской патриархии снова и снова пытается их выдавить на периферию церковного сознания. Понятно, что Истинно-Православная Церковь – "альтернатива" патриархии - продолжает оставаться на этих позициях, находя в них каноническое обоснование невозможности своего общения с РПЦ МП. Но для верующих патриархии, воспитанных на принципе "послушание выше поста и молитвы", критики извне не имеют никакого веса. "Что их слушать, это же раскольники", - дают свое нехитрое обоснование патриархийные духовники. Обещали не подписывать итоговые документы "воссоединения" вплоть до разрешения этих вопросов в православном духе те иерархи РПЦЗ, которые пошли на унию 2007 года, и… замолчали, послушно поставив свои подписи под Актом об объединении на условиях Москвы. Возопил с полуострова Камчатка опальный епископ Диомид и… спрятался в дебри строительства собственной единственно-истинной юрисдикции. Простые священники и верующие чаще всего просто "голосуют ногами" против внутреннего лукавства, царящего в РПЦ МП, уходя в юрисдикции ИПЦ, другие конфессии или просто в никуда, в семью и бизнес. Общество переживает новую волную атеизма, которая грозит оказаться повыше советской, потому что не насаждается властями, а органично идет изнутри общества, исчерпавшего кредит доверия к Церкви и церковникам, ассоциирующихся в нашей стране с РПЦ МП. Естественно, более других эти настроения чувствуют сами священники РПЦ МП, которые находятся в гуще современной церковно-государственной симфонии, переживая изнутри все ее плюсы и минусы. Впрочем, переживать у всех получается по-разному. Одним достаются в основном плюсы, другим - минусы. В плюсах оказываются настоятели соборных храмов, столичных церквей, монастырей и клирики, приближенные к архиерейскому дому, именно из них получаются "экономические батюшки", которые служат образцами для рассказов о "попах на мерседесе". В минусах - сельские священники, вторые-третьи-четвертые клирики городских храмов и просто совестливые пастыри, которые по возможности противятся обмирщению Церкви и превращению ее в "ритуально-посреднический центр", как иногда критики расшифровывают аббревиатуру "РПЦ". Ижевские священники, особенно протоиерей Сергий Кондаков, по всем признакам принадлежали к первому типу, были обласканы начальством, приближены к власти. О. Сергий в свое время активно критиковал Свято-Пантелеимоновский приход Воткинска, который в 1992 году ушел из РПЦ МП, присоединившись к Суздальской епархии РПЦЗ. Как говорится, от кого угодно ждали подвоха, но не от таких! Ниже я перечислю факторы, которые в ближайшее время будут серьезно влиять на церковную ситуацию в России и которые стоит использовать всем силам, противостоящим экуменистам и филокатоликам внутри иерархии РПЦ МП. Первое. Если даже священники, по всем признакам относящиеся к успешным и системным, начинают возвышать свой голос против порядков, царящих в нашей официальной Церкви, то это значит, что несоответствия между образом небесной и земной Церкви зашли слишком далеко. Никакие административные меры и богословские уловки не помогут замалчивать вопросы, грозящие поколебать самые основы веры, подозревать иерархию в утрате Православия. А это значит, что вопросы эти нужно ставить вновь и вновь, добиваясь ответов по существу, требуя наказания или раскаяния виновных иерархов и клириков, официального церковного осуждения политики экуменизма и сергианства, ее фигурантов и документов. Второе. Ижевские священники продемонстрировали, что "Церковь не в бревнах, а в ребрах". Авторитетные, народные пастыри, которых поддерживают общины, не побоялись добровольно уйти из созданных их руками храмов, понимая, что главные храмы Христос строит в душе человеческой. Священники фактически повторили путь тех православных, которые в 20-30-е годы прошлого века отдавали храмы обновленцам и сергианам, предпочитая храмовым богатствам богатство веры, которое не теряло ценности ни в подвалах, ни в потаенных квартирных катакомбных храмах. Последние 20 лет иерархия патриархии любой ценой пытается удержать за собой храмовые здания, вытесняя общины несогласных в катакомбы, полагая, что "настоящее" православие может быть только в сверкающих позолотой и мрамором храмах. Им в очередной раз показывают, что настоящее православие там, где есть союз верных со Христом. "Се оставляется дом ваш пуст", буквально было сказано прихожанами священнику Александру Хлебникову, присланному из епархии принять ключи от церкви у запрещенного протоиерея Сергия. Третье. С самого своего зарождения в 1927 году группа митрополита Сергия, которая оформилась в 1943-45 годах в современную РПЦ МП, преподносила себя как Поместную Российскую Церковь, преемницу дореволюционной. Православные епископы, священники и приходы, не признающие этого, объявлялись раскольниками, маргиналами и находящимися вне Церкви. Многим нашим отцам и матерям, которым пришлось жить в 30-50-е годы, эти заявления стоили жизни и больших лагерных сроков. Тем не менее, иерархия РПЦЗ и ИПЦ продолжала свидетельствовать о своем несогласии с узурпацией церковной власти митрополитом Сергием и его последователями. Они не признавали избрания ни одного Патриарха Московского, начиная с 1943 года. Казалось, что две прямые линии указанных позиций так и будут существовать в бесконечности, не пересекаясь друг с другом. И вот, мы слышим, как о. Сергий Кондаков с амвона своего храма на последней службе заявляет, что Русская Православная Церковь шире, чем Московская патриархия. Что к РПЦ без сомнения принадлежит как РПЦЗ, не принявшая лукавой унии с МП, так и катакомбные христиане. А если говорить более прямо, то нужно понимать, что как раз не принадлежит к РПЦ экуменическая иерархия, пользующаяся именем поместной Церкви, "заняв на время наши храмы и места". Одни только эти слова о. Сергия позволяют вспомнить события Ферраро-Флорентийского собора, на котором экуменисты XV века пытались заключить унию между папским престолом и Православной Церковью. Отказ святителя Марка Эфесского подписать итоговые документы вызвал возглас Папы Евгения: "Значит, мы ничего не добились!" Здесь стоит сказать и об исторической аллюзии, которую нельзя обойти человеку, знакомому с отечественной историей. При разговорах о поступке ижевских священников и их паствы сразу вспоминается покрывшая себя славой в сражениях Гражданской войны Ижевско-Воткинская дивизия Белой Сибирской армии. В те смутные годы Ижевский и Воткинский рабочие полки оказались сначала в Красной гвардии, но быстро разобравшись в сути большевизма, перешли на сторону национальных сил, оказавшись наиболее боеспособными и элитными частями Сибирской армии. Первоначально они даже продолжали сражаться под красными знаменами, которые командование благоразумно оставило рабочим полкам, безжалостно стоявшим против красной чумы. Сегодня вышедшие из недр Церкви, которую мы часто в полемическом запале называем "красной", священники своим исповедничеством ставят себя на самые первые рубежи духовной брани, на которую идут в белых христовых ризах с крестом в руках, ища прежде всего Царствия Божиего и правды Его. Как в настоящей войне, белым или красным делают не происхождение и прошлые заслуги или промахи, а символы на знамени, под которым ты примешь последний бой. Не стоит забывать и то, что Удмуртия - это одно из мест широчайшего распространения общин Катакомбной Церкви в советское время, освященное подвигом святых мучеников за Христа и священномученика Виктора Глазовского и Воткинского. Этот святой обличал современных ему сергиан в самом страшном грехе, в грехе богоотступничества. Полагаю, что именно молитвами этих святых жива православная вера на той земле. Наконец, четвертый, последний итог, относящийся более всего к иерархии и верующим Истинно-Православной Церкви. Обращение и дальнейшие действия ижевских священников и их паствы вызвали широкий сочувственный отклик среди истинно-православных. Председатель Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник) даже направил им свое приветствие. Но, к сожалению, сегодня мы разделены во многом искусственными перегородками административных разделений, которые, может, и позволяют говорить "единым сердцем", но не "едиными усты". Сватовство к ижевским священникам в Интернете со стороны отдельных мирян и священников ИПЦ, где они расхваливали себя и поругивали друг друга, выглядит, по меньшей мере, анекдотичным. В результате выходящие из под омофора епископов-экуменистов православные христиане оказываются даже в худшем положении, чем былинный богатырь, которому предстояло выбирать из трех указанных на камне альтернатив. Им сегодня предлагается с десяток. Неудивительно, что, отчаявшись выбирать и испытывая законные сомнения, зилоты предпочтут отправиться по собственному пути. Вне зависимости от того, под чей омофор и когда пойдут священники Сергий, Михаил и Александр (тем более, с их стороны уже раздавалась информация, что их поддерживает кто-то из епископов РПЦ МП), нужно отчетливо и твердо поставить вопрос о необходимости преодоления искусственных разделений в ограде Истинно-Православной Церкви. Возможный объединительный, а сначала совещательно-ознакомительный процесс, естественно, поставит вопросы о канонических и догматических разделениях между ИПЦ, которые никто не призывает оставить за скобками. Что-то мне подсказывает, что события, подобные удмуртским, будут все чаще происходить на наших широких евразийских просторах. Нужно быть готовым к ним, помня о принципе "Не нам, не нам, но имени Твоему", который и подвигает нас что-либо делать в жизни. Протоиерей Алексий Лебедев, для "Портала-Credo.Ru" | |
|
Всего комментариев: 0 | |