18:31 О деле монастыря Ватопед | |
Как обещал, рассказываю о своем видении "дела монастыря Ватопед". Выражаю сугубое ИМХО. Потому постараюсь по пунктам, хотя кратко не получится :(. 1) Дело Ватопедского монастыря нельзя рассматривать в отрыве и от общей экономической и политической ситуации в Греции, и от взаимоотношений Церкви и греческого правительства. Как всем известно в Греции сейчас бушует экономический кризис. Для справки. По оценкам ряда экспертов общий долг Греции перед кредиторами, своим населением и т.д., если его разделить на число работающего населения, уже превысил более 1 млн. евро на человека. Т.е. греки, чтобы расплатиться по долгам своего государства, должны принести в казну совершенно астрономическую сумму. Добавьте к этому гигантский уровень коррупции, прямое и скрытое хищение госсредств и госимущества и т.д. Так что ситуация в Греции уже давно даже не патовая. На фоне всего этого друг друга сменяют правительства, накатывают волны внутриполитического кризиса. Как в такие дни не начать искать ведьм? Тем более, если кто-то дает этому поводы. 2) Когда кризис только начинался, состоятельные греки, греческие компании и т.д. стали выводить свои средства и активы во всевозможные оффшоры. Прежде всего в оффшоры, расположенные на Кипре. Это, кстати, позволило Кипру до конца прошлого года, на фоне греческого коллапса, слыть вполне благополучной страной. Хотя и это уже дела минувших дней, кризис добрался и до этого острова. 3) Одними из крупнейших собственников как в Греции, так и на Кипре, являются Православные Церкви. Так Кипрской Церкви принадлежит целый ряд крупных гостиничных и курортных объектов на острове, а Элладская Церковь является одним из крупнейших держателей акций Национального банка Греции и т.д. Но стоит и помнить о том, что Элладская Церковь не является единственной канонической Православной Церковью на территории греческого государства. Ряд т.н. "северных территорий" Греции относится к прямой юрисдикции Константинопольского патриарха. Кстати, несколько лет назад конфликт Элладской и Константинопольской Церквей вокруг этих самых территорий даже послужил причиной временного разрыва между ними евхаристического общения. Также в непосредственном подчинении Константинополю, а не Афинам, находятся и все монастыри горы Афон. И в то время, как Элладская Церковь сейчас старается быть довольно открытой в имущественном и финансовом планах, например, публикуя ежегодные отчеты о финансах и имуществе, этого нельзя сказать о тех же самых афонских монастырях. 4) Православная Церковь является в Греции государственной. Греческие священнослужители получают государственные оклады, по сути являются греческими госслужащими. Теперь вспоминаем снова о финансовом кризисе и, по сути, дефолте Греции. Уже несколько лет Греция живет только на средства, получаемые в виде помощи от международных финансовых институтов. Естественно, доноры требуют от греческого правительства сокращения до минимума государственных расходов, а также повышения собираемости налогов, в т.ч. и за счет обложения тех структур, которые ранее пользовались налоговыми льготами. Эти требования бьют прежде всего по Православной Церкви. Сейчас на повестке дня стоят такие вопросы, как сокращение зарплат священнослужителей, мораторий на рукоположение новых клириков (в некоторых регионах Греции в первой половине 2011 года де-факто такие рукоположения уже блокировались органами госвласти), а также введение налогов на церковное имущество (называется цифра в 20 процентов). Естественно, все это не нравится церковной иерархии. Кто-то выступает с заявлениями различной степени экстравагантности. Кто-то уже прозрел в том, что иногда Церкви лучше быть отделенной от государства, а не зависить от него. А кто-то напротив пытается ловить рыбку в мутной воде, а также спасает имущественные активы, выводя их в зарубежные оффшоры. При этом, вокруг церковно-имущественных проектов крутится масса сомнительных личностей. Сомнительных до такой степени, что в средине 2011 года греческое правительство было вынуждено обвинить афонские монастыри ни много ни мало в том, что они отмывают средства преступных группировок и даже способствуют финансированию терроризма (sic!). В ответ Священный Кинот горы Афон выступил с гневной отповедью. Так что в двух словах: трэш и угар. 5) А теперь посмотрим из чего строится церковная собственность в Греции. Тут необходимо упомянуть один интересный факт. В Греции до сих пор не существует системы государственного кадастра земельных участков и объектов недвижимости. Т.е. права собственности на тот или иной участок или объект нигде централизованно не регистрируются. Все строится на договорах, нотариальном удостоверении сделок, судебных решениях и т.д. Естественно, по многим объектам и земельным владениям могут идти многолетние споры и т.д. При этом, греческие суды легко принимают как основание права собственности даже такие древние документы, как грамоты и дарственные византийских императоров. Благодаря этому, одним из самых ценных активов, имеющихся у Церкви и афонских монастырей в частности, является не счет в банке или церковная ризница, а архивы древних рукописей, грамот и документов. Естественно такой архив был и у Ватопедской обители. Продолжение следует... (если вам конечно интересно) БЛОГ ИГОРЯ ГАСЛОВА, 29 декабря 2011 г. | |
|
Всего комментариев: 0 | |