06:54 О деле монастыря Ватопед | |
А сейчас будет много нудных, но нужных рассказов о владениях Ватопедского монастыря, чтобы понять, из-за чего разгорелся недавний конфликт. Чтобы понять какие богатства можно было обнаружить в архиве грамот и рукописей Ватопеда, нужно рассказать об истории монастырских владений Ватопеда вне горы Афон. Собственность этого афонского монастыря созидалась веками, а ведь история Ватопеда уходит далеко за средину X-го века, когда монастырь был восстановлен тремя вельможами из греческого Адрианополя - Афанасием, Николаем и Антонием. Ведь по преданию первый храм на территории Ватопеда был построен еще императором Константином Великим в IV-м веке. Ватопед всегда пользовался особым вниманием византийских императоров. В XI-м веке избранный игумен Ватопедского монастыря утверждался непосредственно императором в Константинополе. А в 1287 г. император Андроник II и вовсе даровал Ватопеду статус "императорского монастыря". С особым пиететом относились к Ватопеду и другие византийские сановники, а также правители других православных государств. Уже начиная с 996 г. Ватопед занял одно из первых мест в иерархии афонских монастырей. Документы конца X-го века уже свидетельствуют о том, что Ватопед, наряду еще с двумя афонскими монастырями - Великой Лаврой и Иверским, уже имел право ассимилировать малые монашеские афонские учреждения, вместе с их землями. В средине XI-го века Ватопед уже занял второе место в афонской иерархии. Одновременно с этим монастырь обрастал собственностью и вне афонских земель. К концу XI-го века монастырь обладал сельскохозяйственными землями в Перифеорионе (Фракия), Хрисополе и Заверникии, на п-ове Кассандра и близ Фессалоники. Более того, византийские императоры освободили монастырь от налогов на монастырских крестьян, чтобы весь доход от их деятельности мог поступать в монастырскую казну. В 1086 г. император Алексей I Комнин передал в ведение Ватопеда монастырь св. Бессребреников близ Кормисты (недалеко от Драмы). В XII-м веке к землям Ватопеда добавился земельный участок в Провлаке. Кстати уже тогда у монастыря произошел конфликт с жителями Иериссо конфликт по поводу границ того земельного участка. Так что история конфликтов Ватопеда за свои земли вне Афона имеет очень давнюю историю :) Как я уже рассказывал, Ватопеду жертвовали земли не только византийские императоры. В 1230 г. болгарский царь Иоанн Асений II подарил монастырю деревню Семалто около г. Серры. Даровавший Ватопеду "императорский" статус Андроник II, в 1301 году подтвердил и права собственности монастыря на такие земельные владения, как подворье во имя Пресвятой Богородицы в Фессалонике, участки земли в области г. Серры и р. Стримон (Заверникия, Семалто, Водица, Хотоливос, подворье св. Бессребреников), а также на полуострове Халкидики: с. Кримота, местность Рафалион, подворья св. Феодоров в Кассандре, вмч. Георгия в с. Агиос-Мамас, монастырь Пресвятой Богородицы Спилиотиссы в местности Сидирокавсия, участок на о-ве Амулиани, подворья в Провлаке (Еладиава) и Просфорион с виноградниками и оливковыми рощами, местность Кали-Аммос и др. В дальнейшем Ватопед продолжал увеличивать свои земельные владения. Так в XIV-м веке монастырь претендовали на земли соседних афонских монастырей Верриоту и Эсфигмена, приобрел новый участок земли в Ормилии и подворье вмч. Георгия в Каламици, взял в аренду поля близ Ксанти, получил в дар от одного вельможи богатый монастырь Иоанна Предтечи Петры в Веррии. Феодора, мать императора Иоанна VI Кантакузина, передала Ватопеду обширные и богатые владения в г. Серры (подворье св. Димитрия), в окрестностях Зихны, на о-ве Лемнос и ряд других земель. А сам Иоанн VI Кантакузин подчинил Ватопеду константинопольский монастырь в честь Богородицы Психосострии с его владениями. И такие пожертвования продолжали поступать. Великий стратопедиарх Георгий Астрас пожаловал монастырю поля в местности Мудрос на Лемносе, великий стратопедиарх Димитрий Цамблак - поместье на р. Галликос, бывший протостратор Манассия Тарханиот - небольшой монастырь в Фессалонике, великий доместик Алексий Ласкарис Метохит - земельный участок около Агиос-Мамас, иеромонах Нифонт - церковь св. Иоанна Богослова с землей и виноградником на Лемносе, иеромонах Игнатий Хортацис - недвижимое имущество в окрестностях храма вмч. Димитрия в Фессалонике. Вы еще не устали? :) Когда в средине XIV века прилегающие к Афону области Македонии перешли под власть сербов. Сербский царь Стефан IV Душан также освободил от налогов все владения Ватопеда, подтвердил прежние имения монастыря и подарил этой обители с. Агиос-Мамас близ Каламарии и земли, принадлежавшие прежде семье Музаки. Другие сербские правители также жертвовали монастырю новые владения. Например, Иоанн Углеша передал Ватопеду подворье во имя св. Феодоров (совр. Порто-Лагос) и рыбные ловли в оз. Пору (Вистонида). Кстати, именно этот дар" и стал ключевым в нынешнем "деле Ватопеда". Но не стоит думать, что все пожертвованные владения оставались в вечной собственности монастыря. Императоры и деспоты могли спокойно конфисковать те или иные земли и имущество. Так правитель Фессалоники Мануил Палеолог (впоследствии византийский император Мануил II), из-за нехватки ресурсов для обороны страны, конфисковал половину земельных владений всех афонских монастырей, в т.ч. и Ватопеда, и раздал их военным в качестве феодальных владений. Но тогда монастыри к этому относились с пониманием :) Или просто боялись императора :) Или тогда еще не были придуманы кипрские оффшоры :) Когда в 1423 г. Афон окончательно попал под власть турок османские правители первоначально сохранили афонским монастырям самоуправление, привилегии и владения. Правда монахи сами об этом заранее подсуетились - договорившись с турками еще до того, как они завоевали православную Македонию, отправив к султану целое посольство. После покорения Византии турками земли все равно продолжали поступать в виде пожертвований. Так в Сербии монастырю было пожертвовано село Бело-Поле на реке Мораве с прилегающими виноградниками, еще три деревни, а Мара Бранкович - сербская вдова султана Османской империи Мурада II передала в дар Ватопеду его дом в Константинополе. С XVI-го века Ватопеду стали активно помогать молдавские правители. В 1560 г. молдавский господарь Александр Лэпушняну передал Ватопеду приобретенное им в Фессалонике здание караван-сарая, а супруга Александра Роксана пожаловала монастырю несколько сел. Это продолжилось и в XVII-м веке. Хотя монастырю продолжали поступать и другие земельные и имущественные пожертвования. Так в 1619 г. трапезундским митрополитом Ватопеду был подарен небольшой монастырь св. Григория Нисского в Трапезунде, в 1626 г. Белградским митрополитом Серафимом - небольшой монастырь в Белграде, в 1635 г. Константинопольским Патриархом Кириллом II Контарисом - монастырь Успения Пресвятой Богородицы близ Константинополя и в 1654 г. - ряд имений в Мудании. Но, не смотря на это, все большую роль в экономике Ватопеда начинали играть его придунайские подворья, предоставленные молдавскими правителями и вельможами. Первым большим подворьем, переданным Ватопеду в 1606 г., стал монастырь Голия в Яссах. Затем последовали монастыри св. Николая и Панагии в Орашул-де-Флоч (ранее 1628 и 1630 гг.), вмч. Димитрия в Галаце (40-е гг. XVII в.), Пречиста в Галаце (1646), Бэрбой в Яссах (1669), Мира (1689) и скит Грэждени близ Бырлада (1689). В XVIII-м веке росли земельные владения Ватопеда в Элладе и на островах Эгейского моря. В 1758 г. в Афинах Ватопеду передали параклис св. Кириакии, в 1761 г. митрополит Месемврийский Анфим - небольшой монастырь св. Николая в своей епархии, в 1789 г. старосты из Афусии в Пропонтиде - полуразрушенный монастырь св. Георгия. В 1757 г. ватопедские монахи основали подворье в Магуле, вблизи Арты, в 1772 г.- на о-ве Самос, где построили храм в честь Благовещения. В конце XVIII в. приобрели участок близ Каламаты (п-ов Пелопоннес). Тогда же росли и придунайские владения Ватопеда, к ним прибавились: монастыри Пречиста в Фокшани (1715), и Рэкитоаса (1729), а также скиты Провица (до 1704), Крайница, близ Текуча (1756), и Фэтэчуни (1784). Владения Ватопеда в Молдавии были столь велики, что управляющий ими генеральный эпитроп придунайских метохов рукополагался с титулом митрополита Иринопольского и Ватопедского, а не с монашеским титулом игумена. К началу XIX века Ватопед, при том, что в самом монастыре находилось около 400 монахов, переживал период процветания именно благодаря значительным доходам, получаемым от своих владений. В 1808 г. Ватопедом был приобретен небольшой монастырь св. Георгия в Вулгаро на о-ве Тасос, а в 1815 г. - храм св. Андрея в Арте. Но потом было греческое восстание 1821 года. Часть афонских монахов присоединилась к македонскому повстанческому отряду Эммануила Папаса. Ватопедская пристань на о-ве Амулиани служила главной гаванью для кораблей восставших. Афон был оккупирован турецкой армией, на монастыри наложена огромная контрибуция, вдвое увеличены прежние налог, а святогорские игумены отправлены в Константинополь в качестве заложников. Турецкие гарнизоны оставались на Афоне до 1830 г., и это время стало для афонских монастырей настоящим бедствием: захватчики пытали и убивали монахов, грабили монастыри и храмы. Многие обители опустели, и сократилась численность монахов. Огромные убытки понесли владения Ватопеда в Халкидике, были утрачены ватопедские подворья Богородицы Одигитрии в Серрах и св. Феодоров в Порто-Лагос, владения на Лемносе (в Мудросе и Кодзиносе), монастырь в Белграде и другие. Но Ватопед быстро восстановился после турецкой оккупации и к 1837 году в Ватопеде уже подвизалось свыше 300 монахов. Согласно официальной переписи 1885 года, в Ватопеде проживало 214 монахов и 30 послушников, в принадлежавших Ватопеду скиту св. Димитрия - 38 монахов и 3 послушника, в келлиях - 54 монаха и 10 послушников, а в Андреевском скиту - 150 русских монахов и 18 послушников. В 1903 году общее число монахов составило 966 человек, из которых 369 человек были греками, а уже 570 - русскими. В 1863 г. румынским правительством были конфискованы все подворья Ватопеда в Молдове, но спустя десятилетие греческие монахи были удалены и из Бессарабии, входившей в состав России, что вызвало острое недовольство и осложнение отношений с русскими монахами и на Афоне. Однако русское правительство, взявшее на себя управление этими подворьями, продолжало до начала первой мировой войны выплачивать Ватопеду 2/5 от доходов этих владений. Проблемы с имуществом настигли Ватопед не только в Румынии и России. В 1858 г. было конфисковано подворье монастыря в Афинах. Новые земельные владения в тот период практически не приобретались. Исключением стала покупка в 1905 г. большого подворья Суфлари в Каламарии (пригород Фессалоники). Не стоит забывать и о подворьях Андреевского скита, которые появились благодаря русским благотворителям, т.к. Андреевский скит был "русским", но принадлежали опять же Ватопеду. Такие подворья были в Санкт-Петербурге, Одессе и в Константинополе (это подворье до сих пор принадлежит Ватопеду). 7) Двадцатый век был очень тяжелым для всего афонского монашества. Начало века ознаменовалось конфликтами греков и русских на Святой Горе. В те годы русские составляли вовсе большинство афонских монахов. В 1912 г. в Пантелеимоновском монастыре, двух больших скитах - Андреевском и Ильинском, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона – в это время там находилось 3900 греков, 300 болгар, около 200 румын и 120 сербов. Ежегодно Святую Гору в начале XX в. посещало 30 тыс. русских паломников. Именно Андреевский скит Ватопедского монастыря, число монашествующих в котором в те годы было даже выше числа монашествующих в самом Ватопеде, стал центром т.н. "Афонской смуты" — возникших в начале XX века споров о сущности имени Божьего, закончившихся для русских афонитов очень печально. Греки с удовольствием воспользовались этими событиями для сокращения числа русских на Афоне. Жестокое подавление в июле 1913 г. движения имяславцев, в результате которого 833 монаха были насильно вывезены с Афона в Россию, нанесло сильный удар русским обителям. Однако к лету 1914 г. на Святой Горе еще проживало 4285 русских насельников: в Пантелеимоновском монастыре - 2217, в Свято-Андреевском скиту - 700, в Свято-Ильинском скиту - 412, в келлиях и каливах - 956. Первая мировая, Гражданская войны и последующие события резко сократили приток монахов из России. Но это так, к слову, наше повествование немного не о том. К 1928 г. число иноков в Ватопеде составляло 485 чел. (вместе со скитами), что составляло примерно половину от уровня 1903 года. После Второй Мировой Войны численность насельников Ватопеда только неуклонно сокращалась: в 1961 г. - 127 человек, в 1974 г. - вообще 70 человек, при том что большинство из них жили в скитах и келлиях, а не в самом Ватопеде. В 1990-м году, братство старца Иосифа из Нового Скита при монастыре Святого Павла решило принять на себя труды по возрождению монашеской жизни в Ватопеде... Итак, в 1990 году братство старца Иосифа из Нового Скита при монастыре Святого Павла решило принять на себя труды по возрождению монашеской жизни в Ватопеде. В 1987 г. братство Благовещенской келлии Нового Скита монастыря Святого Павла, возглавляемое старцем Иосифом Спилеотом (Пещерником), учеником афонского старца Иосифа Исихаста (Молчальника), переселилось в Ватопед. К тому моменту в некогда втором по величине афонском монастыре находилось всего 15 насельников. Это были в основном монахи преклонного возраста, они не имея ни ежедневного общего богослужения, ни общей трапезы. С приходом братии старца Иосифа монастырь удалось снова преобразовать в общежитийный. Игуменом монастыря был единогласно избран ученик старца Иосифа Спилеота - иеромонах Ефрем (Кутсу). Его интронизация состоялась 29 апреля 1990 года. Тогда отцу Ефрему было 34 года. Отец Ефрем происходил из семьи греков-киприотов. Он родился в 1956 году в Фамагуста на Кипре в многодетной семье Сотириса и Василики Кутсу. После окончания гимназии, поступил в семинарию святого Варнавы в Никосии. В 1974 году, после турецкого вторжения на Кипр, семья Кутсу была вынуждена переселиться в деревню Терсефану, близ Ларнаки. На оккуупированной турками территории остались отец и два брата Василия. В 1974 - 1978 годах будущий отец Ефрем - Василий Кутсу обучался в Богословской школе Афинского университета, а по её окончании вновь вернулся на Кипр и преподавал в своей родной семинарии в Никосии. В 1979 году, посещая кипрские монастыри, Василий познакомился с другим киприотом — старцем Иосифом Спилеотом, который после кончины своего духовного наставника Иосифа Исихаста (1898—1959) проживал некоторое время в монастыре Иереон в Пафосе. Уже став учеником Иосифа Спилеота, Василий переезжает вместе с образовавшимся монашеским братством на Афон, где они первоначально селятся в монастыре Кутлумуш, а в 1981 году перебираются в Новый Скит. В 1982 году Василий принимает монашество с именем Ефрем, а в 1983 году становится иеродиаконом, а затем иеромонахом. Уже в Ватопеде, после кончины в 2009 году старца Иосифа Спилеота, отец Ефрем станет и духовником всего монашеского братства Ватопеда. Прибывшие в Ватопед греки-киприоты изо всех сил принялись за возрождение древней обители, а к тому моменту она по сути лежала в руинах. Для того, чтобы возродить монастырское хозяйство, организовать постоянные соборные богослужения, устроить быт паломников и самой монашеской братии обители требовались серьезные ресурсы и денежные средства. Позднее отец Ефрем рассказывал, что ежемесячно обители требуется сумма около 2 миллионов евро только на текущие расходы. А еще были необходимы средства на строительство и реконструкцию зданий на территории обители, реставрацию древних икон и фресок и т.д. Где было найти такие огромные деньги? Отец Ефрем начал активно искать всевозможных благотворителей. Причем подходил к этому с довольно большой фантазией :) Например, ему удалось встретиться с членами испанского правительства и убедить их в том, что Испания должна помочь Ватопеду, т.к. в 14-м веке монастырь сильно пострадал от набега банды каталонских грабителей. Испания заплатила монастырю 240 тыс. евро. Отец Ефрем активно путешествовал по разным странам мира и везде у монастыря появлялись друзья и жертвователи. Этому сильно помогали и всевозможные монастырские святыни и реликвии, с которыми о. Ефрем путешествовал по тем же православным странам. Но все равно собираемых средств было недостаточно. И тогда отец Ефрем решил обратиться к наследству средневековых жертвователей - к архиву рукописей и грамот монастыря. Тогда и возобновилась история с многолетним спором монастыря и греческого правительства о праве собственности на озеро Вистонида, итогом которой и стали нынешние события. Озеро Вистонида, именуемое также Порто-Лаго, площадью около 45 кв.км., расположено на северо-востоке Греции недалеко от города Ксанти, во Фракии - районе на границе Греции с Турцией, Болгарией и Македонией на самом северо-востоке страны. Οзерο Вистонида в 1996 году было объявлено заповедным. На двух островках посреди озера, соединенных деревянными мостами, расположено подворье Ватопедского монастыря. Озеро и подворье на нем были пожертвованы монастырю в средине XIV века. Но в начале XX века греческое правительство оспорило права монастыря на само озеро, хотя само подворье так и продолжало оставаться в собственности Ватопеда. С тех пор спор за владение озером продолжался с различной степенью интенсивности. Как помнят читатели, в Греции не существует системы государственного кадастра прав на недвижимость, записями в котором можно разрешить тот или иной спор. Потому монастырь решил прибегнуть к следующей хитрости. Кроме предоставления средневековых документов, говорящих о правах монастыря на озеро, эти права, как то положено законом, были засвидетельствованы под присягой двумя свидетелями. Было объявлено, естественно, что эти свидетели не имеют никакой заинтересованности или связи с монастырем. Монастырь претендовал на 4500 гектаров самого заповедного озера и 2500 гектаров прибрежных территорий, являющихся частью всеевропейской заповедной программы сохранения живой природы "Natura 2000". Здесь нужно опровергнуть еще одно утверждение некоторых "православных СМИ". Ситуация вокруг Ватопеда никак не менялась в зависимости от того, кто из основных политических сил находился в то время у власти в Греции. У монастыря были прекрасные отношения как с министрами от Всегреческого социалистического движения (ПАСОК) Георгия Папандреу, так и с министрами от "Новой демократии" Константина Караманлиса. Собственно эти "близкие отношения" и сгубили Ватопед. Почти сразу после оглашения заявлений тех двух независимых свидетелей Центральный совет по государственным землям Греции признал права монастыря на спорное озеро и прибрежные территории, тем более это было поддержано двумя заместителями министра экономики Греции. Но, чуть позже заместители министра вдруг отозвали свои решения и монастырь и государство оказались в зале суда. Кстати, что не очень любят рассказывать пиарщики самого монастыря, так это то, что в суде монастырь предъявлял, в качестве доказательства прав своей собственности на озеро Вистонида, не только императорские документы, но и документы полученные Ватопедом в годы немецкой оккупации Греции. Тогда афонские монастыри несколько раз обращались к одному немецкому государственному деятелю с посланиями, в которых молили "Царя Царей, Господа Всевышнего от всей души и от всего сердца щедро наделить Ваше Превосходительство здоровьем и долголетием во благо славной германской нации". Эту страницу истории Афона сейчас на самом Афоне не любят вспоминать. Но вот в суде документы марионеточного правительства оккупированной Греции Георгия Цолакоглу были с готовностью предъявлены. Но, не дожидаясь решения суда, в июне 2004 года заместитель министра экономики Петр Дукас внезапно подписал с отцом Ефремом соглашение, что правительство Греции снова отказывается от своих претензий на озеро и признает права на него монастыря Ватопед. Документы об этом были заверены нотариусом Екатериной Пелеки. Екатерина Пелеки оказалась женой министра торгового флота Георгия Вулгаракиса, впоследствии вынужденного уйти в отставку из-за целой серии скандалов, связанных с махинациями с государственной недвижимостью которая, как это ни странно, вся оформлялась через нотариальную контору супруги министра. Кроме того, Вулгаракис оказался замешан и в скандале связанном с получением греческими чиновниками около 100 млн. евро взяток от компании Siemens в ходе закупок и строительных работ при подготовке Летних олимпийских игр в Афинах 2004 года. Ну и никто уже не удивился, когда одним из адвокатов Ватопеда оказался тесть Георгия Вулгаракиса. А 25 января 2005 года министр сельскохозяйственного развития и продовольствия Греции Евангелос Басиакос принял решение № 3822, согласно которой случилось очень интересное. Оказалось, что озеро Вистонида было вовсе не нужно монастырю. Угадаете почему? Потому что, согласно нормам природопользования землями, входящими в европейскую заповедную программу "Natura 2000", на них запрещено какое-либо строительство. Следовательно, цена такой земли для последующих сделок серьезно снижается. А как оказалось, Ватопед интересовали именно последующие сделки. Согласно решению № 3822 государство меняло монастырю озеро Вистонида на ряд других объектов недвижимости, ими были: - два здания общей площадью 20664 кв.м. в Олимпийской деревне в Афинах; - 8600 акров сельскохозяйственной земли возле курортного городка Урануполи в греческих Халкидиках, находящемся на берегу залива Святой Горы, и являющегося самым близким к Афону населенным пунктом. Эти земли при обмене были оценены всего в 1 млн. 100 тыс. евро, в то время, как коммерческая цена этой земли составляла около 8 млн. 470 тыс. евро. Вполне естественно, что решение № 3822 не было опубликовано в официальной греческой "Правительственной Газете" (Εφημερίς της Κυβερνήσεως), в которой по закону должны обнародоваться все подобные нормативные акты и соглашения. Может здания в Афинах были нужны монастырю для создания подворья или паломнического центра? Ответ на этот вопрос появился почти сразу после июля 2006 года, когда стороны завершили процедуры передачи объектов, упомянутых в решении № 3822... Так, может, здания в Олимпийской деревне в Афинах были нужны Ватопедскому монастырю для создания подворья или паломнического центра? Ответ на этот вопрос появился почти сразу после июля 2006 года, когда стороны завершили процедуры передачи объектов, упомянутых в решении № 3822. Во время заключения соглашений о передаче Ватопеду зданий в Олимпийской деревне говорилось, что в них монастырь намеревается открыть больницу и реабилитационный центр для инвалидов... То что я расскажу дальше, выяснило уже следствие. Интересно, что парламентская комиссия для расследования "дела Ватопеда" была создана на том же самом заседании греческого парламента, что и комиссия по расследованию "дела Siemens" о котором упоминалось ранее. Всего же "делу Ватопеда" на сегодня проведено два парламентских расследования - одно в 2008 году, второе в 2010 и одно парламентское расследование продолжается прямо сейчас. Одновременно с работой парламентских комиссий это дело расследуется полицией и прокуратурой Греции. Собственно в ходе работы правоохранительных органов и парламентариев и стали всплывать очень странные подробности всей этой истории. А началось все с того, что почти сразу после передачи Ватопедскому монастырю зданий в Олимпийской деревне у них обнаружился новый и совсем не монастырский владелец. Им оказалась кипрская офшорная компания Noliden Ltd известного греческого бизнесмена Спироса Полемиса, владельца корпорации Polembros, основной бизнес которой сосредоточен в области морских перевозок. Спирос Полемис являлся также президентом Международной федерации судоходства. О его контактах с тогдашним министром торгового флота Греции Георгием Вулгаракисом, об участии семьи которого в махинациях с госсобственностью и в оформлении зданий Олимпийской деревни в собственность Ватопедского монастыря, можно было естественно только догадываться :) Но как же так быстро монастырская собственность в Афинах оказалась в руках коммерсантов? Думаю все помнят откуда был родом отец ЕФрем? Остров Кипр был не только родиной для семьи Кутсу, но и родиной наиболее близких для греков оффшоров. Оказалось, что готовя схему по использованию государственной недвижимости, Ватопедский монастырь приобрел на этом острове, через юридическую фирму "Тассос Пападопулос и Ко", принадлежащую бывшему президенту Кипра Тасосу Пападопулосу, две оффшорных компании: Rassadel и Madeus. Обе эти компании управлялись представителем Ватопеда на Кипре и монастырским финансовым консультантом - Афосом Коиранидисом. На Кипре Ватопеду принадлежит еще и организация под названием "Великое подворье монастыря Ватопед", где председателем правления снова значится Афос Коиранидис. На первую из офшорных компаний - Rassadel Ltd монастырь сразу и переоформил права собственности на здания афинской олимпийской деревни. Благодаря второй офшорной компании - Madeus Ltd Ватопед стал участником еще одного бизнеса в Греции. 70 процентов в компании принадлежало Ватопеду, а 30 процентов - группе компаний Papista. В свою очередь, Ватопеду, через Rassadel Ltd, принадлежало 30 процентов в строительной компании Anthemous SA, а остальные 70 процентов - греческому бизнесмену Афанасию Папистасу, владельцу Papistas Estate Holding. На сайте корпорации Papista указывается, что компания Anthemous SA "является оператором крупных инвестиционных жилищных проектов на севере Греции". Что позволило заподозрить, что и земли в районе Уранопулиса тоже может постичь судьба "коммерциализированных" зданий Олимпийской деревни. Более того, оказалось, что Ватопедский монастырь не только владеет 30 процентами в этой коммерческой фирме, но и имеет возможность влиять на решения ее руководства, так как в совете директоров строительной компании обнаружился тот же самый ватопедский финансовый консультант Афос Коиранидис, а также юрист Ватопедского монастыря Александр Хатзиалександру. Papistas Estate Holding занимается строительством элитной недвижимости в Салониках. Неудивительно, что Anthemous SA оказалась покупателем 65 участков земли в Салониках, также полученных ранее Ватопедом, предложив за них 16,7 млн. евро. Договор купли-продажи этих участков также был заключен с нарушением греческого законодательства. Аукцион, как то требуется законом, конечно был объявлен, но на него пришла только компания Anthemous SA. Местом проведения аукциона был офис уже знакомого нам юриста Ватопедского монастыря Александра Хатзиалександру. При этом он уже являлся членом совета директоров Anthemous SA. В связи с тем, что в аукционе участвовала только одна компания, он был объявлен несостоявшимся и было принято незаконное решение продать участки без проведения торгов. В договоре купли-продажи земельных участков Александр Хатзиалександру уже снова фигурировал как представитель Ватопедского монастыря. По сути, один и тот же человек одновременно участвовал в многомиллионной сделке с недавней монастырской недвижимостью как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Эта история также всплыла во время расследования "дела Ватопеда". Часть участков было возвращено государству, но следствие по данному эпизоду продолжается. Кстати, Александр Хатзиалександру, напомню это юристконсульт Ватопеда, был обвинен в соучастии похищении и продаже детей, причем суд первой инстанции признал его виновным, но в апелляционной инстанции защите Хатзиалександру удалось оспорить приговор. Это так, в качестве иллюстрации того, насколько неоднозначная репутация была у ключевых светских консультантов, участвовавших в сделках с монастырской недвижимостью. Вернемся к Вистониде и Олимпийской деревне. Ватопед передал права собственности на здания в Олимпийской деревне своей кипрской офшорной компании Rassadel Ltd, а она тут же продала эти здания другому кипрскому офшору - Noliden Ltd. При этом оказалось, что директор и номинальный владелец Rassadel, кипрский представитель Ватопеда Афос Коиранидис работает в Noliden финансовым консультантом. Noliden Ltd выплатила компании Rassadel Ltd за здания Олимпийской деревни 41 млн. евро, а также передала Ватопеду "безвозмездное пожертвование" в размере еще 9 млн. евро. Эти 9 млн. евро попытались еще и скрыть от налогового ведомства Греции, чтобы онине были обложены соответствующими налогами, но все тайное все равно становится явным. Таким образом оказалось, что сами по себе здания в Афинах, как и участки в Салониках, Ватопедскому монастырю были не интересны. Они были только предметом последующей купли-продажи. При том, что монастырь получал их по заниженным "государственным" ценам, а продавал уже вполне по коммерческим, да еще и совершая сделки в офшорной юрисдикции, а также и вовсе скрывая часть суммы от сделки. По мнению следствия, через счета Ватопедского монастыря за это время прошло около 100 млн. евро. Кроме того, компании прямо или косвенно подконтрольные монастырю получили на свои проекты около 50 млн. евро в виде банковских кредитов. Кстати, те самые 16,7 млн. евро, за которые у Ватопеда были приобретены участки в Салониках были получены именно в виде банковского кредита. Причем этот кредит был выдан компании имеющей всего 2 млн. евро в виде уставного капитала и никогда не проходившей независимого аудита, более того, никогда до получения средств не сдававшей бухгалтерской отчетности. Когда в сентябре 2008 года прокуратура арестовала 31 счет Ватопедского монастыря в коммерческих банках на них были обнаружены остатки в размере 49,7 млн. евро. Общая сумма банковских депозитов монастыря Ватопед выявленных к настоящему времени и находящихся только в Греции составила 104,855,971 евро. Какие суммы монастырских денежных средств были инвестированы кипрскими офшорами Ватопедского монастыря в ценные бумаги и другие инвестпортфели, а также были размещены в банках Кипра и других стран так и остается неизвестным. Наконец в ходе следствия выяснилось, что те два "независимых свидетеля", которые в самом начале всей этой длинной истории с озером Вистонида засвидетельствовали права собственности монастыря на озеро оказались совсем не независимыми. Один из них оказался торговцем церковной утварью, чей отец был монахом в Ватопеде, а второй - членом рыболовецкого кооператива, получившего от монастыря эксклюзивное право на вылов озерной рыбы. Вот, так сказать, некоторый фактологический фон досудебного ареста архимандрита Ефрема. Об этом фоне, естественно вы не прочитаете в наших "православных СМИ", во-первых, потому что они попросту не в курсе, а во-вторых, потому что этот фон не укладывается в прижизненную икону "старца Ефрема от Евросоюза/масонов/жыдов/коммунистов пострадавшего". Кстати, обратите внимание, на то как сами греки отнеслись к произошедшему аресту. Стоит помнить, что в Греции преобладает православное, более того, с детства воцерковленное большинство. Когда в Ксанти поднялись протесты по поводу передачи монастырю озера Вистонида дошло до того, что в один из выходных дней протестующие даже перекрыли автостраду E-90 ну участке Ксанти – Комотини, проходящую как раз мимо озера. Пикеты по поводу ареста архимандрита Ефрема были значительно малочисленнее. И это в стране, население которой, протестуя по поводу пенсий, может спокойно разгромить весь центр Афин. Ну и пару ИМХО: 1) Отец Ефрем сам напросился на нынешний арест. Некогда он очень сильно настроил против себя следователей, когда отказался отвечать на вопросы одной из парламентских комиссий, сказав, что "уже все рассказал в прошлый раз". Сейчас ему это припомнили. 2) Активность отца Ефрема во встречах с политиками и иностранными чиновниками естественно могла быть негативно воспринята в ходе следствия. А последовавшие после ареста отца Ефрема заявления нашего МИДа и Патриархии, о необходимости освобождения отца Ефрема, еще больше могли укрепить греков в мнении, что отец Ефрем пробует давить на политическое руководство Греции, а через него и на правоохранительные органы. Таким образом, эти заявления вполне могли стать наоборот медвежьей услугой, а не помощью отцу архимандриту. 3) Все равно, считаю, что отца Ефрема скоро отпустят под подписку о невыезде и крупный залог. Ведь отпустили недавно эконома Ватопеда - монаха Арсения, которого следствие считает "вторым лицом" во всей этой истории, под залог в 200 тыс. евро. 4) Как бы ни выглядели все описанные события - решение о виновности или невиновности отца Ефрема вынесет суд. До суда отец Ефрем не может быть назван преступником, он только подозревается в совершении преступлений. Более того, даже если греческий суд примет решение о виновности настоятеля Ватопедского монастыря, будет чреда апелляций и, наконец, рассмотрение дела в Европейском суде в Страсбурге. 5) Ну и наконец, сугубое ИМХО, самое главное в чем виноват отец Ефрем, так в том, что подпустил к монастырским делам довольно мутные личности. А дальше, просто, уже стал жертвой запутанной ситуации, принципа "хотели как лучше, а получилось как всегда" и т.д. Ну и стоило думать, нужно ли добиваться выгоды для монастыря довольно спорными с точки зрения закона и морали способами, как бы монастырь не нуждался в средствах и помощи. А вообще, очень надеюсь, хотя и не верю в это вовсе, что вся эта история, как бы она не закончилась, стала уроком уже для русских иерархов, наместников, настоятелей и просто клириков. Уроком того, что не все средства в таких делах хороши. Надеюсь потому что идеалист. Не верю, потому что информированный идеалист :) Когда отец Ефрем стал в 1990 году игуменом Ватопедского монастыря ватопедская братия состояла всего из 18 монахов. В 2011 году число братии Ватопедского монастыря уже составляло 120 человек. Ну и кстати небольшое но очень важное уточнение. Основной причиной, из-за которой суд принял решение о предварительном заключении отца Ефрема, был его отказ повторно давать показания по делу Ватопедского монастыря парламентской комиссии и правоохранительным органам Греции. Дополнительные объяснения отца Ефрема потребовались потому что в ходе следствия, после 2008 года, когда отец Ефрем уже давал свои показания, вскрылась масса новых фактов о финансах и имуществе Ватопедского монастыря, о чем можно прочитать в моих предыдущих публикациях. Продолжение следует... БЛОГ ИГОРЯ ГАСЛОВА, 30 декабря 2011 г. В сюжете: | |
|
Всего комментариев: 0 | |