07:04 От диктатуры силовиков к диктатуре духовенства. | |
На Страстной неделе стартовала новая избирательная компания на Руси. То, что на Страстной, дело даже хорошее. "Господь терпел и нам велел...". Такой вот завет православной стране на все времена. Премьер-министр с полномочиями большими, чем у президента, выступил в Великую среду перед депутатами Государственной думы с мыслями о том, как должна развиваться родина в ближайшие годы. Особенно, по мысли премьер-министра, родине вредны "неоправданный либерализм и социальная демагогия". Очевидно, что граждане России, уже привыкшие к эзопову языку руководящих ею элит, должны осознать, что нас ждет коррекция Конституции. В ее последней редакции еще утверждается, что РФ – социальное государство, и очередное наступление властей на гражданские свободы, от былого либерализма которых, в те года, когда премьер-министр был всего лишь заместителем мэра, остался один Интернет, демагогию в котором, видимо, и поручат попридержать компетентным органам. Премьер-министр напомнил их отличие от бывших хозяйственников из ЦК КПСС: "В ЦК цыкали, а в ЧК – чикали. Мы никого чикать не собираемся". Правда, про "цыкать" ничего не сказал. Вероятно, в условиях новой модернизации, сначала будут "цыкать", а потом, при необходимости и "чикать". Но я-то хотел вовсе не о премьере с президентскими амбициями говорить и не о президенте, готовом к борьбе за второй срок, а о третьей силе, которая в последние два года очень хочет и, главное, вполне готова к тому, чтобы "цыкать". Причем, "цыкать" авторитетно, при необходимости со ссылками на тысячелетнюю традицию, а если необходимо, то и на Самого Господа Бога. Речь, конечно же, идет об официальной Московской патриархии, в лице ее Патриарха и высшей иерархии, которые, похоже, совершенно не подвергают сомнению свое право "цыкать" в масштабах родины и – отчасти – за ее пределами. После избрания нового Патриарха, которым стал Кирилл (Гундяев), РПЦ МП взяло форсированный курс на превращение из крупной, но общественной организации, в новую госмонополию, хоть и не такую богатую, как сырьевые или банковские группы, но отвечающую за ресурс особого рода, позволяющий делать влияние и деньги фактически из ничего. В условиях существующего на просторах России госкапитализма, когда все вопросы, представляющие мало-мальский доход и интерес, регулирует государство в лице чиновничества, именно форма госмонополии позволяет напрямую встраивать свои интересы в финансовые потоки, а своих людей рекрутировать в армию чиновников, которыми фактически и являются высшие иерархи РПЦ МП и работники Синодальных отделов. Курс на превращение из общественной организации в государственную монополию позволяет не просто выйти из "духовного гетто", чего добивался Патриарх Кирилл, но и сделать Церковь, а точнее то, что под ней понимают в Московской патриархии, - бюрократический аппарат ее управления, - влиятельной силой в обществе и государстве. Если окончательно объявить об этом превращении, то раздражающие публику вбросы патриархийных спикеров на тему "дресс-кодов", "систем ценностей", необходимости церковной иерархии не уступать в богатстве "сильным мира сего" и т.д. воспринимались бы совсем по-другому. Ведь одно дело, когда об этом говорят представители некой общественной организации, пусть даже уважаемой (вроде РОСТО-ДОСААФ или Всероссийского общества охотников и рыболовов), и совсем другое, когда затрагиваются интересы большой корпорации, блюдущей государевы интересы. Надо сказать, что эта траснформация проходит достаточно удачно. "Пипл" постепенно начинает привыкать не только к "подсвечникам" (чиновникам, начиная с президента РФ, стоящим со свечками в руках на статусных церковных службах), но и к виду архиереев в пластиковых касках на металлургических предприятиях и угольных разрезах и в стальных шлемах на фоне танковых колонн и баллистических ракет. А после решения последнего Архиерейского Собора о возможности "по благословению Церкви" для священнослужителей участвовать в выборах и занимать государственные должности привыкнет и к виду архиерейских шапок в залах Федерального собрания и министерств. Причем, ситуация будет в корне отличаться от опыта 25-летней давности, когда многие клирики во времена "перестройки" получили депутатские мандаты. Тогда за ними, кроме смутных ожиданий и подвешенных языков, ничего не стояло. Нынешнее "ЗАО РПЦ", со своими проектами тотальной реституции или строительства храмов "шаговой доступности", - совсем другое дело. Депутатам в рясах двадцатилетней давности важно было изменить законодательство о религии с дискриминационного на защитительное, которое позволяло бы общинам беспрепятственно вести религиозную деятельность. Депутатам в рясах V.2 понадобится уже закрепление собственности и гарантии госфинансирования своей деятельности. А лучшей гарантией для таковых в условиях российского госкапитализма является высший бюрократический пост – президентский. Совсем недавно подобное могло придти в голову только писателям-фантастам или авторам, творящим в жанре антиутопии: "День опричника" и все такое… Но все слишком быстро меняется. Предположения об президентских амбициях Патриарха Кирилла, которые сегодня кажутся несколько смелыми, через пару лет будут смотреться совсем по-другому. Противоречия внутри тандема только нарастают, оппозиционная активность масс демонстрирует неуправляемое влечение к самоорганизации и действию. Социальная напряженность и революционная ситуация витают в воздухе. В условиях, когда существующие элиты скомпрометированы, а в обществе востребована националистическая и патриотическая риторика, Кирилл, который довольно удачно в течение своей карьеры использовал как ту, так и другую, может вполне попытаться оседлать ситуацию. И случится это, скорее всего, на путях его кооперации с партией силовиков, к которым он принадлежит психологически и генетически. Времена Патриарха Никона, с его "священство выше царства", давно прошли. Собственно, уже в XVII веке эти романтические идеи были чужды Церкви. Хотя РПЦ МП, сформировавшаяся как светское, а точнее - советское, учреждение еще в 40-е годы прошлого века, имеет собственный опыт взаимодействия с властью. В 1940-60-е годы она была нужна государству как псевдосамостоятельный игрок на международной арене, борясь за "мир во всем мире". Выезжая за рубеж, архиереи патриархии могли изображать из себя "князей Церкви", как это и положено епископу, но после боя курантов, знаменующих возвращение в советские пределы, волшебство заканчивалось, и князья МП возвращались на задворки, отведенные им советской системой. В 1970-е годы патриархия выполняла тихую и скромную роль фильтра для недовольных. С 1990-х началась попытка реванша, которая была подкреплена надеждами нового государства на то, что Церкви удастся передать часть задач по патриотическому воспитанию граждан. Задача идеологии частично была выполнена и, как иногда бывает в бизнесе, директор по PR получил шанс войти в совет директоров. РПЦ МП чутко отреагировала на новую форму государственного капитализма, приняв решение о возможности для клириков совмещать свое служение со служением государственным. Должна ли Церковь проповедовать всем народам? Должна. А миссионерство вполне может быть истолковано как социальное управление. Если же рассматривать статистику заключенных договоров о взаимодействии между РПЦ МП и различными институтами государства, то легко заметить, что лучше всего дело идет по налаживанию контактов с силовиками. В противостоянии между кланами силовиков и промышленников ПК старается ориентироваться на силовиков. Связи давно налажены, да и привычнее как-то. Власть, которая остро нуждается в смене имиджа, по прежнему остается зажатой в двух изживших себя в общественном сознании альтернативах: либеральное западничество или отечественное закручивание гаек. Людям уже не нужно ни то, ни другое. В моде националистический правый дискурс. Причем не только в России, но и по всей Европе. Среди политического истеблишмента РФ сегодня весомой фигуры, способной не то чтобы соответствовать правому спектру, но хотя бы играть роль, сегодня нет. Можно добавить, кроме Патриарха Кирилла, который пытается быть своим как для западников, так и для местных националистов. От прямых националистических деклараций его еще сдерживают некоторые обязательства перед властью, но резкое ослабление последней в ходе "распада тандема" может от этих обязательств освободить. Таким образом, сегодня кандидатура Патриарха Кирилла обрастает необходимой тяжеловесностью для того, чтобы претендовать на роль одного из вариантов сохранения власти за правящей олигархией, чувствующей необходимость косметического ремонта режима при росте протестных настроений населения. И что-то мне подсказывает, что "диктатура попов" может оказаться худшим вариантом, чем существующая сегодня диктатура силовиков. Протоиерей Алексий Лебедев, для "Портала-Credo.Ru" | |
|
Всего комментариев: 0 | |