09:16 Письмо священника МП своей высшей иерархии | |
От Редакции: Автор этого письма, священник РПЦ МП, подписавшийся псевдонимом Дмитрий Борзыкин, обратился в наш Портал, чтобы его письмо к высшей церковной иерархии РПЦ МП было доставлено адресату. Письмо выражает те мысли и заботы, которые хорошо знакомы рядовому — или, лучше сказать, низовому — духовенству РПЦ МП. Это настоящий и моментально узнаваемый глас народа церковного, и поэтому, действительно, точное имя автора тут не имеет существенного значения. Мы рады заверить автора письма, что теперь, благодаря публикации на Портале, письмо его до адресата дойдет. В этой небольшой статье будет изложено моё частное мнение относительно некоторых проблем современной церковной жизни. Это только моё частное мнение, и я ни в коей мере не претендую на полноту истины или безошибочность понимания складывающейся ситуации в моей церкви, Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В каком-то роде, это боль сердца, переживающего за мать-церковь, с недоумением смотрящего на те события, что сейчас происходят в её ограде. Сам автор является действующим священником означенной церкви. По некоторым объективным причинам он не называет своего имени, откровенно признавая, что пока не является готовым к ещё большим притеснениям со стороны своих же церковных властей, которые, к сожалению, имеют место в настоящей церковной жизни. Впрочем, они имели такое место всегда на протяжении последних нескольких столетий, начиная с Синодального периода нашей церкви. Мой любимый фильм "Властелин колец", который, на мой субъективный взгляд, является исключительно христианским, начинается с изумительных слов "мир изменился". Далее голос за кадром говорит, что чувствуется, ощущается это изменение везде в воздухе, земле, воде и так далее. Всё это воспроизводится на уровне чувств, потому что во внешнем остаётся все, как и было прежде. Милые и добрые хоббиты живут своей мирной жизнью, веселясь и наслаждаясь, но угроза зла всё более и более ширится по всему Средиземью. Пожалуй, те же самые ощущения присутствуют у множества моих братьев и сестёр по вере, как среди священников, так и среди прихожан огромного количества православных храмов, раскинутых по лицу всей России, да и за её пределами. Только ощущения эти, на этот раз, не связаны с миром (к тому, что он постоянно меняется, как правило, не в лучшую сторону, все уже давно привыкли), а с церковью, в которой многие привыкли видеть определённую стабильность и неизменность, в противовес постоянно изменяющемуся миру. Реакция людей на все эти события довольно-таки различна: от полного нежелания вообще что-либо видеть и позиции "страуса", до полного отрицания благодатности церкви. На мой взгляд, все крайности всегда ошибочны, да и всегда, как, впрочем, и любые крайности, ущербны. Многие сейчас говорят, что что-то назревает, что будет какой-то взрыв, что случится какой-то раскол. Вот этого-то уж очень бы и не хотелось. Довольно для нас уже расколов за всю историю бытия, как Вселенской церкви, так и нашей, родной. Поэтому и возникла эта статья, как попытка "достучаться до небес", т.е. до Московской патриархии. У человека всегда есть очень важное желание и потребность — быть услышанным. К сожалению, официальные церковные СМИ совершенно никак не озвучивают ту точку зрения, что не совпадает с точкой зрения Чистого переулка. Причём, более того, иметь отличную точку зрения становится всё более и более небезопасным, тем более, для священника. В лучшем случае, отправят подальше ото всех, даже от прихожан, к двум-трём бабушкам в воскресный день и забудут. В худшем – запретят, что в современной практике равносильно отлучению от церкви. Это, пожалуй, одно из первых явлений, что очень смущает в бытии сегодняшней церкви, — совершенное отсутствие какого-либо права на собственное мнение. Чем-то смахивает на советский период, с его совершенным отсутствием хотя бы номинального инакомыслия, но, в то же время, очень похоже на современную ситуацию в России, где некоторые оппозиционные партии лишь только играют свою роль, потому как без них нельзя говорить хотя бы о номинальной демократии. У нас же, как и в стране, все единогласно должны поддерживать и одобрять курс, выбранный патриархией, хвалить патриарха и ни в коем случае не рассказывать о своих недоумениях прихожанам. Ради правды нужно добавить, что и сами прихожане не очень сильно проявляют интерес к внутренней жизни своей собственной церкви. Те же, которые проявляют, очень быстро начинают задавать определённые вопросы, на которые священник не может дать ответы, потому что его знание в этой области точно такое же, как и у людей, т.е. никакое. Происходит это по простой причине: у священника тоже нет никакого права голоса или возможности влияния на церковную жизнь и он является человеком совершенно не посвящённым ни в какие дела церкви, за исключением разве что своего прихода, да и там его права сильно ограничены епархиальным архиереем. Вот так незаметно мы подошли к следующему пункту, вызывающему недоумение: архиерейская власть. То, что она должна быть, думаю, никто из православных людей не сомневается. Но также очевидно и то, что она не должна быть безграничной и безответственной, что мы видим в настоящее время. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что архиерей в епархии РПЦ стал совершенно безгрешным "папой", действия которого неподвластны никому, разве что он потеряет всякую меру. Правда, совсем недавно православные вздохнули с надеждой, когда с якутской кафедры был снят епископ Илия, откровенно разграблявший епархию, но, на мой взгляд, это только попытка создать видимость законности и подотчётности архиереев. Всякий знает, что в любом самом коррумпированном государстве такая видимость всегда создаётся. Точно так же здесь поступило священноначалие церкви. И кафедра, далёкая от Москвы, и личность архиерея совсем незначительная. Да и то, епископа Илию поставили викарным епископом при том, кто его и протащил из вдовых священников до вершины власти в церкви, т.е. около митрополита Варсонофия, управляющего делами МП. В остальных же епархиях полнейшая диктатура власти епископа. У всякого несогласного нет шансов на выживание в этих пределах. Да и позиция патриарха Кирилла предельно ясна, когда он сказал что ему дороже епископ, чем священник. Поэтому, в епархиях нет и не может быть никаких конфликтов с правящим епископом. Прав ты или нет, у тебя нет никакой надежды. Новый Устав, недавно принятый всей церковью, ещё более увеличил права и власть архиерея, отняв таковую как у настоятеля, так и у прихода. Отныне епископ может убирать священника с прихода, если он только этого захочет. Он также может менять "десятку" приходскую и Приходской Совет, хотя они уже давно не играют хотя бы какой-то значимой роли. Да и Устав не был принят, он просто был введён, хотя создавалась какая-то видимость принятия. Всегда интересовал вопрос: зачем и кому нужна была эта комедия, этот фарс? В церкви давно нет соборности, остался только жестокий и бесчеловечный административный аппарат, часто перемалывающий сотни людей даже не замечая этого. Кстати, это было очень явно видно при выборах патриарха, о которых и так уже сказано предостаточно. Неужели патриархия верит, что все спокойно поверили в честность и непредвзятость выборов патриарха? Выбор делегатов от епархий был просто иллюзией, впрочем, как и само голосование. На выборы ехали церковные шишки, которым и так неплохо живётся, и толстосумы, приобретшие своё безмерное богатство путём неправедным. Вообще не верю, что в России можно разбогатеть честным путём. Сейчас патриарх усиленно дробит епархии, объясняя это тем, что архиерей должен быть доступнее. Мне же видятся от этого только минусы. Мне видятся новые резиденции и дорогие автомобили, ещё более увеличивающиеся налоги, и без того уже неимоверно тяжёлые, отправляемые ежемесячно в епархию. Кажется, просто вырастает более совершенная система контроля, в том числе и финансовая, а роль священника на приходе будет все более сводиться к чисто административной. Всё будет подводиться к тому, чтобы сделать перевод священника с прихода максимально безболезненным и незаметным. Крен в денежную сторону кажется очевидным, по крайней мере, для меня. Церковь стала очень доходным местом, в настоящее время хотя бы. Грустно смотреть, как монастыри превращаются в туристические центры, с главной достопримечательностью – мощами, вокруг или на которых просто делают деньги, причём немалые деньги. Епархия начинает контролировать вообще всю финансовую деятельность на приходе, мотивируя это тем, что всё это наше, подчас просто забирая пожертвованные для нужд прихода деньги. Например, основа приходской жизни в некоторых епархиях: "заплатил налоги — спи спокойно". Налоги должны платиться любой ценой, при этом в епархии совершенно не интересуются, есть ли вообще на приходе деньги. Из-за этого в храме просто висят, спущенные сверху, прайс-листы на требы, что не может быть воспринято как положительное явление. Это только совсем небольшая часть из того, о чём бы стоило поговорить. Жаль, что в церкви отсутствует диалог или хотя бы какой-то намёк на диалог. Очень бы хотелось, чтобы нас услышали. Кажется, ещё совсем чуть-чуть и всё начнёт трещать по швам. Всё, как в учебниках по коммунизму: " низы не могут, верхи не хотят". Мы знаем, к чему это привело. Дай Бог, чтобы у нас этого не случилось. Дмитрий Борзыкин В сюжете: | |
|
Всего комментариев: 0 | |