19:01 Рождественское послание епископа Петроградского и Гдовского Григория (РПАЦ) | |
К монашествующим, клирикам и мирянам Российской Православной Церкви Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение, – слышим мы в день нынешнего праздника и знаем, что во всякое время эти слова верны, яко на небеси и на земли, даже и тогда, когда на земле видимым образом нет никакого мира и никакого в человецех благоволения. Но мы помним, что и тогда, когда эти слова прозвучали впервые, глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих и не хотяше утешитися, яко не суть (Мф 2, 18). Вспоминая эти события времен Рождества Христова, мы не можем говорить, будто сейчас у нас времена смутные. Милостию Божией и несмотря на тревожные знамения общественных перемен, мы должны благодарить Бога и даровании нам тихаго и безмолвнаго жития в настоящее время и просить Его, если будет на то Его святая воля, даровать нам его также и в будущем. Самое же главное, что внутри себя мы всегда можем и должны обретать тот мир, всяк ум преимущий, который подается единственно благодатию Божией, и который возвещается нам в настоящем праздновании. Поэтому будем благодарить Бога и будем внимать себе, потому что ни от чего другого не зависит наше духовное состояние и даже наши внешние обстоятельства, касающиеся наших тела и души. Праздник призывает нас внимать себе и возноситися к грядущему с небес Христу, как возвещают нам святитель Григорий Богослов и сегодняшнее богослужение. Но "внимать себе" – это только в первую очередь означает "внимать себе лично". Это главное, это основа, без нее все остальное невозможно. Но нечто другое тоже должно быть, а это внимание к своим единоверцам, – членам тех же церковных общин или других общин, но тех же истинно-православных церквей, – и внимание ко всем остальным людям, с которыми Бог привел нас жить, хотя подавляющее большинство из них не являются ни нашими единоверцами, ни вообще христианами. Не столько даже они требуют нашего внимания, сколько мы должны в отношении к ним хранить свою совесть, а для этого и уделять им определенное внимание, особенно когда они в этом нуждаются. Великие христианские праздники по традиции являются таким временем, когда весь мир смотрит на христиан, а христиане больше замечают друг друга. Мы можем тут погрешить не только какими-то греховными действиями, но и бездействием, и поэтому мы должны, если живем в обществе, по возможности, ясно понимать, каковы нужды тех, кто нас окружает. В отношении нашей церкви последние годы приносят изменения радостные и, в то же время, тревожные, потому что каждое из таких изменений является для христиан вызовом. Если мы находим на такой вызов христианский ответ, то церковь крепнет и увеличивается, а если нет, то разрушается. Сейчас к нам приходят из экуменических юрисдикций всё новые люди и даже общины, которые не всегда имеют в своем составе священников, и это совершенно нормально, так как священники слишком часто бывают наемными работниками у своих архиереев, и им некогда и незачем думать о содержании их веры. Верующие обычно встречаются среди мирян и рядовых монашествующих, а не среди профессиональных церковных работников. Но что делать таким общинам, для которых посещение священника из другого города большая редкость? Ответ имеется в церковном предании и даже в самой близкой нам по времени его части, в практике Катакомбной церкви. В Катакомбной церкви еще несколько десятилетий назад на одного священника приходились иногда даже не тысячи, а десятки тысяч прихожан, и только немногие из них имели возможность участвовать в тайных богослужениях со священником, а все остальные собирались для молитвы в малых кружках. Для причастия священники передавали в эти общины через доверенных лиц запасные Святые Дары, и, таким образом, вся церковь пребывала в едином общении таинств. Сегодня для нас это осуществимо гораздо легче, поэтому общины, не имеющие в своем составе священника, не должны чувствовать себя особенно обделенными: все главное у них есть. Не нужно ждать, пока приедет священник и скажет, как ждут некоторые, "молиться подано!" Если мы хотим молиться, то никто не мешает нам начать прямо сейчас совершать хотя бы некоторые богослужения суточного круга и обратиться к епископу за Святыми Дарами для домашнего причащения со служением обедницы. Очень важно понимать, что общине лучше не иметь никакого священника, чем иметь плохого. А хороший священник воспитывается самой же общиной, или он сам воспитывает общину. Поэтому такой священник не может назначаться в общину по воле архиерея, а может быть только найден общиной самой и представлен архиерею для рукоположения или чиноприема. Прекрасно, когда такие священники у нас есть, но для нас стало вполне нормальным, когда их нет. Со священником или без, но все наши общины стремятся к одной и той же цели, которая одинаково достижима для всех, кто находится в общении святых, то есть в общении святых таинств. Поэтому важнейшая наша обязанность в отношении друг друга – пребывать в общении со своими единоверцами, в общении именно церковном, а не каком-то еще. Церковное общение требует нашего постоянного участия в причащении Святых Даров и в общем богослужении, и это независимо от того, есть в нашей общине священник или нет. Если мы пропускаем воскресное или праздничное богослужение просто потому, что "недавно уже были", или потому, что к нам кто-то приехал, у нас "много работы" и по тому подобным обстоятельствам, не являющимися по-настоящему непреодолимыми, – то не будем удивляться, если возможность участия в богослужении отнимется от нас, а если таких членов в общине будет много, то и сама община распадется. Существование церковных общин возможно только милостью Божией, но милость Божия назначается не по лотерее, а дается тому, кто хочет ее использовать по назначению. Небрежное отношение к богослужению – это не только наш грех против нас самих, но это и грех против всей церковной общины. Церковное единство осуществляется также и тогда, когда мы участвуем в богослужении других истинно-православных общин, к которым мы не принадлежим сами. По грехам христиан вообще, но особенно по неумению наших архиереев, которые сами не имели опыта управления церковным кораблем и при этом не имели рядом с собой старших архиереев, у которых можно было учиться, в настоящее время внешнее единство Истинно-православной церкви оказалось нарушенным из-за административных разделений между единоверцами. Эти разделения, как мы сегодня все лучше понимаем, часто не имеют никакого оправдания и должны быть преодолены. Уже и в настоящее время миряне и монашествующие разных юрисдикций, исповедающих одну и ту же веру, вместе молятся и причащаются друг у друга, и это создает условия, которые впоследствии заставят и архиереев договориться о полном взаимопризнании и общении. Если вся церковь выстраивается снизу, начиная с общин, а не с архиереев, то и преодоление нынешнего разобщения христиан возможно только как движение снизу. Еще раз поблагодарим Господа о возможности молиться вместе, о которой еще Псалмопевец сказал се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе, и помолимся особо о том, чтобы нам самим не отпасть от церковного единства по своему небрежению. Кроме внутренних обстоятельств жизни наших общин, продолжают меняться и внешние обстоятельства. Истинно-православные христиане должны понимать ясно, что тот общественный строй, который только что рухнул в России, не оставил бы никакого шанса для выживания Истинно-православной церкви за пределами "катакомб". Дело было не столько в чьей-либо недоброй воле, но именно в самом строе, который не оставлял для Истинно-православной Церкви никакого места за пределами подполья. Конечно, для настоящей Церкви и это не страшно, и мы должны благодарить за все, но для проповеди истинного православия это означало бы серьезный удар. Но нельзя было не видеть, что гонения на нашу Церковь осуществлялись теми, кто пошел против не одних только религиозных свобод, но и едва ли не всех ценностей нашего светского общества, а поэтому конец такой власти был неизбежен. Сейчас, наконец, он наступил – поскольку возврата к старому, к старой системе власти, уже нет, и это независимо от того, какие личности останутся во главе государства. Но вот станет ли лучше? – Настоящий ответ на этот вопрос даст не гадалка, а мы сами, так как, будучи православными, мы веруем, что будущее не предопределено, а зависит от нас. Поэтому и ответ на вопрос о нашем будущем мы дадим в свое время своими собственными делами. Среди нас, истинно-православных христиан, могут быть и профессиональные политики, с которых в настоящее время будет спрос особый, но все остальные наши верующие также подлежат особому спросу – как христиане. Мы можем не разбираться ни в политике, ни в экономике, но мы обязаны разбираться в том, что означает поступать по совести, и что не по совести, что означает поступать честно, и что нечестно. Мы обязаны смотреть за этим сами и помогать разбираться всем, кто может спросить нашего мнения, – хотя, конечно, нельзя говорить тогда, когда тебя не спрашивают, или тогда, когда ты и сам не знаешь, что сказать. Вот так много у нас разных обязанностей и не только житейских, но и духовных попечений. И есть только один способ их исполнить – оставаться христианами тогда, когда мы наедине с Богом и с самими собой, чтобы нам исполнять сказанное: Христос на земли – возноситеся! + Григорий, епископ Петроградский и Гдовский Рождество Христово 2012 года, С.-Петербург | |
|
Всего комментариев: 0 | |